Приходи к нам, если:
- ты хочешь участвовать в общественной жизни университета,
- тебя интересует возможность завести новых друзей,
- ты хочешь получить ответы на волнующие тебя вопросы,
- для тебя важно знать свои права и уметь их защищать.
-
2013-02-18
Президент подписал новый закон «Об образовании в РФ», работа над которым шла три года. По мнению критиков, проект существенно урезает социальные обязательства государства и не позволит российскому образованию сделать «модернизационный рывок» в будущее...
Долгий путь
Проект закона разработало Минобрнауки взамен действующего, который объявили «устаревшим». Новый закон призван выстроить современную структуру российского образования, детально прописывая все его уровни (дошкольное, профессиональное, среднее, высшее и дополнительное). На всех этапах работы над законопроектом в его доработке участвовал Общероссийский профсоюз образования. Многие из предложений специалистов профсоюза помогли улучшить первоначальный вариант закона, который не устраивал практически никого.
Первоначальный вариант законопроекта был опубликован на специально созданном сайте для всестороннего обсуждения (ранее такой же процедуре подвергли законопроект «О полиции»). Затем, отсеяв большинство поправок общественности, проект забрали в правительство. Осенью законопроект утвердили и внесли в Госдуму, после чего баталии продолжились. В первом чтении проект был принят Госдумой в октябре - со скандалом, причем закон ругали почти все, даже единороссы. Битвы под ковром закончились четырехдневным (!) марафоном, в который превратилось вроде бы обычное заседание комитета ГД по образованию и науке. За четыре дня депутаты отклонили свыше полутора тысяч поправок и рекомендовали палате принять около пятисот, в основном технического и уточняющего характера.
Сплошные минусы?
Рассмотрение проекта в Госдуме сопровождалось демонстрациями протеста в столице и регионах. По мнению критиков, проект избавляет государство от большинства социальных обязательств в «отрасли», продолжает курс на «остаточность» и коммерциализацию образования. Например, он предполагает сокращение числа бюджетных мест в вузах на 10% уже в ближайшие годы. И, соответственно, числа студентов-бюджетников: по прогнозам Российской академии образования, за пять лет их станет почти на 700 тысяч меньше. Никуда не делись и школьные стандарты, в которых можно оставлять три обязательных предмета.
Тревогу вызывает отступление от принципов светского образования. По словам экспертов, факультативное изучение «основ религии» заменено на фактически обязательное, а частные учебные заведения смогут самостоятельно вводить религиозный компонент в обучение.
Поддержка родителей дошкольников сводится на нет: сейчас родители должны платить дошкольным учреждениям за уход и присмотр за детьми не более 20% от установленной стоимости этого присмотра и ухода (точнее, обычные семьи платят 20%, многодетные - 10% от общей суммы). Теперь же эту норму отменили, и никаких ограничений по повышению платы за ясли-детсады нет. Что означает решение проблемы очередей в дошкольные учреждения «автоматом»: отдавать детей в детсады многие родители просто перестанут - не на что.
Ущемляется право студента на доступное общежитие: сейчас действует ограничение - оплата за общежитие должна составлять не более 5% от «расчетной» стипендии. Новый закон это ограничение снимает, поскольку такой нормы в нем нет. Последствия легко предугадать: почти все деньги, которые «добавят» в повышенную стипендию, уйдут “на общежитие”...
Дети-сироты теряют права на внеконкурсное поступление в профессиональные учебные заведения. По мнению экспертов Российской академии образования, это приведет к тому, что социализироваться их будет все меньше (по статистике, уже сейчас выходцев из детдомов, сумевших “встроиться” в общество, около 10%, а будет гораздо меньше).
Позиция профсоюза
По мнению профсоюза работников народного образования и науки РФ, в итоговом варианте документа предусмотрен ряд принципиально важных норм, закрепляющих социально-правовой статус педагогов и студентов. И, в целом, обеспечивающих финансовые и правовые гарантии реализации прав граждан на получение образования.
Благодаря настойчивости профсоюза удалось включить в закон принцип участия педагогов и учащихся «в управлении образовательной организацией через свои профсоюзы (обучающихся и работников)». (В статье 26 закона об образовании указаны профсоюзы работников и обучающихся в образовательной организации как представительные органы и субъекты ее управления.)
Закреплены меры соцподдержки и стимулирования для учащихся, прежде всего “по установлению размеров стипендии (академической и социальной)”, а также “порядок установления платы за пользование жилым помещением и коммунальными услугами” в общежитиях. Эти вопросы отданы на откуп руководству образовательного учреждения, но при установлении большинства этих мер придется учитывать мнение выборного органа первичной профорганизации студентов. Так что “от указанных профорганизаций будет во многом зависеть конкретный размер стипендий и стоимость оплаты за общежитие и коммунальные услуги”.
Государственную академическую или социальную стипендию студентам, госстипендию аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам нельзя будет устанавливать в размере меньше “норматива, установленного для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований”.
Вадим БАРАБАНОВ